Традиционный китайский пейзаж
Мини-курс «Времена года»
Программа разделена на блоки по 4 занятия. В начале блока даётся информация о технике того или иного объекта в пейзаже. В завершении пишется композиция для закрепления полученных знаний. Присоединяться к группе очень важно в начале курса, или хотя бы блока.
Блок 1. Лиственные деревья.
- Виды листьев (контурные и точками), форма кроны. Тестирование бумаги, основные методы работы кистью и тушью в китайской живописи.
- Одиночное лиственное дерево. Контур ствола. Способы написания ветвей. Пишем деревья целиком.
- Группа деревьев. Приёмы сочетания различных деревьев между собой. Как составить композицию из деревьев. Использование красок.
- Небольшая композиция формата альбомного листа с участием деревьев. Желательно присутствуют 3 вида деревьев: с листьями-точками, контурными листьями и голыми ветвями.
Блок 2. Объекты в пейзаже. Изображение гор цунями из класса точек.
- Домики, пагоды, люди.
- Лодки, мосты, фауна.
- Изображение гор и холмов приёмами, относящимися к группе точек yudian (капли дождя), midian (рисовые точки), dingtou (шляпка гвоздя).
- Создание «пуантилистической» композиции.
Блок 3. Приёмы работы с тушью «мо фа» и краской «по цай»
- Горы и берега рек приёмом tuonidaishui (комок глины с водой), бескостный цунь.
- Приёмы вплёснутой туши и краски. Принципы построения композиции.
- Создание композиции методом «по мо» и «по цай».
- Продолжение работы над композицией или другая композиция в другом цветовом решении (сине-зелёное, или красное).
Блок 4. Приём изображения скал «фупи-цунь» - основной цунь из класса пятен в традиционном китайском пейзаже.
- Скалы с помощью приёма fupi cun (насечки топором, большой и малый вариант). Разбираем, какой контур подходит к данному цуню. Отработка мазка. Пишем группу камней в данной технике.
- Сосна. Способы написания иголок, форма кроны, приёмы изображения ствола. Сосны среднего и дальнего плана.
- Создание композиции гор, поросших соснами. На примере работ художников династии Сун, Ся Гуя и Ма Юаня
- Продолжение работы над композицией.
Блок 5. Горы с использованием приёмов из группы «пима цунь». «Пима цунь» - основной цунь из класса линий в традиционном китайском пейзаже
- Штрих пима цунь и его производные. Отработка техники штриха.
- Последовательность действий при написании камня: контур, цунь, растирка, окрашивание, точки. Общие сведения о строении одиночного камня.
- Пишем небольшую группу камней. Проходим вместе все стадии работы над камнями (5 шт.). Виды окрашивания. Учимся правильно расставлять точки. Исправляем ошибки техники.
- Создание композиции небольшого формата из группы деревьев и камней приёмом пима цунь. На примере работ художников династии Мин и Цин.
Блок 6. Воды.
- Вода. Приёмы изображения.
- Композиция с водой на примере серии из 12 картин художника династии Сун Ма Юаня.
- Водопад. Приёмы изображения.
- Создание композиции с водопадом.
Блок 7. Туманы (на примере работ художника династии Мин Лань Ина.
- Изображение камней с помощью приёмов heye cun (лист лотоса), luanchai cun (перемешанный хворост).
- Туманы и облака.
- Создание композиции в стиле художника династии Мин Лань Ина с туманами.
- Продолжение работы над композицией.
Блок 8. Зимний пейзаж и его атрибуты
- Заросли бамбука. Тростник, травы и прочие украшения пейзажа.
- Деревья сливы, ели.
- Создание композиции зимнего пейзажа. Вспоминаем хвойные деревья и способы написания ветвей.
- Зимний пейзаж, продолжение.
Блок 9. Весенне-летний пейзаж.
- Деревья персика. Заросли бананов. Способы изображения в пейзаже.
- Ивы. Приёмы изображения ствола, веток, листьев
- Создание весенней композиции с рекой или озером. На основе композиции художника династии Сун Ма Линя.
- Продолжение работы над композицией.
Блок 10. Цветные пейзажи.
- Коричнево-фиолетовый пейзаж. Приёмы использования цвета.
- Создание композиции коричнево-фиолетового пейзажа.
- Сине-зелёный пейзаж. Приёмы использования цвета.
- Создание композиции сине-зелёного пейзажа.
Блок 11
1,2,3,4 – Создание композиции на шёлке. Копируем альбомные листы художников династии Сун. Особенности работы с шёлком, некоторые приёмы гунби.
Блок 12
1,2,3,4 Создание финальной композиции на большом формате по выбору. Копируем классиков
Далее курс функционирует в формате мастерской, где мы сначала копируем работы классиков разных эпох, затем учимся компилировать фрагменты разных картин в стиле конкретного художника, и, наконец, приступаем к созданию собственных композиций.
По желанию группы, программу можно дополнить декоративно-прикладными аспектами: создание пейзажа на шёлковых веерах различной формы (на круглом, прямоугольном и раскладывающемся веере), роспись светильника, открытки, и т.п.
Преподаватель Ольга Щербакова
Яркий и талантливый художник Ольга Щербакова Начала изучение китайской живописи и каллиграфии в 2013 году. Занималась под руководством учителей каллиграфии и живописи в стиле се-и, гунби, могуфа и в жанре пейзажа: 杨建华 (Yang Jian Hua), 王冬梅 (Wang Dongmei), 龚雪青 (Gong Xueqing)
Специализация: китайский пейзаж, се-и
Время занятий:
по пятницам 19:00 - 21:00
Продолжительность занятия:
2 часа
Кол-во занятий:
Формат очных занятий в группах
Цена за одно занятие
1 600 р.
Цена за 4 занятия
5 800 р. (*5 400р)
с Ольгой Щербаковой
19:00 - 21:00
Курс состоит из 4-х блоков: современный пейзаж, пейзаж эпохи Мин, пейзаж эпохи Сун, пейзаж эпохи Юань. В каждом блоке будут рассмотрены эстетические особенности изображения пейзажа соответствующей эпохи и проведён анализ работ известных художников.
с 11:00 до 13:00
Последовательное изучение стиля китайской живописи се-и - это тщательно продуманная и грамотно выстроенная программа, пройдя которую, Вы будете уверенно создавать собственные композиции, изучите технику, инструменты и материалы китайской живописи.